Авторитет – основа воспитания

  • Основой авторитета являются жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самим собой.
  • Важно создавать эмоционально-положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.
  • Благоприятная атмосфера семейных отношений создаётся тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям.
  • Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребёнку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают весёлыми, остроумными, интересными людьми.
  • Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей с ребёнком: чтение детских книг, разнообразные совместные занятия и игры, приобщение малыша к полезным увлечениям отца и матери (занятия спортом, рукоделием, художественной самодеятельностью, коллекционированием и др.).
  • Детей дошкольного возраста недаром называют «почемучками». Пытаясь постичь окружающую жизнь, они задают массу вопросов. Родителям важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы.
  • Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаваться в своих ошибках.
  • С обещаниями родители должны быть особенно осторожными. Невыполнение обещанного необходимо тщательно обосновать. Не следует допускать обещаний, которые невозможно обосновать. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить.

Как научиться слушать и понимать ребёнка, когда он расстроен?

  • Повернитесь к ребёнку лицом.

Сядьте, присядьте на корточки, позовите ребёнка к себе на колени или посадите повыше.

  • Избегайте вопросов.

Своё отношение к проблеме выразите в форме сочувствия. Фразу «Что случилось?» замените на  — «Что-то случилось…». Так вы настроитесь на одну эмоциональную волну.

  • Держите паузу.

Постарайтесь выдержать паузу после каждой реплики – и вашей, и юного человека. А вдруг ребёнок захочет что-то добавить? Если, рассказывая, он смотрит мимо (словно бы вдаль или, наоборот, словно бы внутрь себя) – значит, что-то обдумывает. Скорее всего, он разбирается со своими переживаниями.

  • Повторяйте и откликайтесь.

Повторяйте, как эхо самые важные, ключевые фразы ребёнка.

  • Помогите определиться.

Назовите то чувство, которое овладело им. «Тебя это, наверное, разозлило…», «Ты растерялся и очень расстроился…»(сейчас вы эхо, вы отклик, а не советчик и не судья). Не страшно, если чувство не угадали: ребёнок или сам вам его назовёт, или вы разберётесь вместе, позже, когда схлынет первый накал.

И помните, что в трудной ситуации самое главное – Ваше искреннее внимание и желание выслушать и понять.

Как утихомирить разбушевавшегося ребёнка?

Если ребёнок носиться по квартире без остановки, кричит не своим голосом и совершенно не слышит, что вы ему говорите – поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть.

  • «Замри-отомри». Вариаций этой игры множество. Например, по команде «День» ребёнок прыгает, играет. А по команде «Ночь» притворяется спящим. С детьми постарше поиграйте в «Море волнуется» или «Шторм-штиль» (штиль – тихие, плавные движения, шепот; шторм – наоборот).  

Договоритесь  с ребёнком, что как только вы нажмёте ему на нос, он сразу «выключится». Можно нарисовать пульт управления (или использовать ненужный пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: «уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)». Пусть ребёнок выполняет команды.

Предложите ребёнку представить, что он тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе с ребёнком ловите воображаемых бабочек, к которым нужно медленно и очень тихо подкрадываться.      

Как развить читательский интерес у детей?

  • Прививайте ребёнку интерес к чтению с самого раннего детства.
  • Покупая книгу, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу с членами своей семьи.
  • Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил текст.
  • Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его мнения.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
  • Дарите ребёнку книги с дарственной надписью, тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.