Задержка речевого развития: что делать?

Правильная речь — залог успешной социализации ребенка в обществе, его адаптации к ДОО, а в будущем и к школе. Наличие каких-либо трудностей в речевом развитии или его задержка создают риск формирования низкого психо-эмоционального уровня. Как должен происходить этот процесс в норме?

Рассмотрим основные этапы.

Как развивается речь ребёнка?

До 12 месяцев дети начинают произносить отдельные звуки и слоги, а также распознавать названия объектов, с которыми имеют дело ежедневно (например, бутылочка, ложка, стол и т. п.). Многие из них в возрасте около года начинают выговаривать сочетания слогов, похожие на слова «мама», «папа» и т. п.

В 12-15 месяцев дети начинают подражать звукам речи взрослых и произносить первые слова, состоящие из двух слогов. В этом возрасте они также могут понимать и выполнять простые просьбы (например, «Дай мне игрушку»).

В 18-24 месяца многие дети уже произносят минимум 20-50 слов. К двум годам они начинают говорить простые предложения из двух-трех слов. Двухлетний ребенок распознает привычные для него объекты (в т. ч. на картинках) и может по просьбе взрослого указать на глаза, уши, нос и т. д. В два года словарь ребенка должен превышать сотню слов, в 3 года – тысячу слов! Он начинает объясняться предложениями, состоящими из трех и более слов, использует сравнительные характеристики, например, большое — маленькое, светлое — темное и т. д.

Молчание до трёхлетнего возраста свидетельствует о необходимости в серьёзном обследовании!

От родителей, которым рекомендовано показать ребенка логопеду, дефектологу, неврологу или психиатру, можно услышать приблизительно следующее: «Наш папа (мама) тоже начал(а) разговаривать в четыре года (пять лет)», «Врач нам сказал, что надо дождаться, когда ребенку исполнится четыре года»… Все это — мифы! Молчание до трехлетнего возраста свидетельствует о потребности в серьезном обследовании. Не диагностированные до пяти-шести лет нарушения или задержка речевого развития в дальнейшем приведут к серьезным проблемам. Чем раньше родители обратятся к специалисту, тем результативнее будет коррекционно-развивающая работа с ребенком.

Что вызывает нарушения и задержку речевого развития?

Причины, вызывающие нарушения или задержку речевого развития, можно разделить на биологические и социальные.

Биологические:

  • родовые, черепно-мозговые травмы;
  • заболевания, перенесенные матерью во время беременности; внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, гипотрофия; неонатальные менингиты и энцефалиты;
  • частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие иммунитет ребенка;
  • поствакцинальные осложнения;
  • проблемы со структурой языка или нёба (например, короткая уздечка языка ограничивает его подвижность, и это может быть причиной неправильного звукопроизношения); нарушения связи в тех участках головного мозга, которые отвечают за речь (в этом случае ребенку сложно координировать движения губ, языка и челюсти, а соответственно, и правильно произносить звуки); проблемы со слухом (которые, в свою очередь, становятся причиной возникновения проблем с артикуляцией, пониманием и использованием речи);
  • отставание в умственном развитии.

Социальные:

  • отсутствие культуры общения в семье, эмоционально неблагоприятные взаимоотношения между членами семьи, сложные детско-родительские отношения;
  • неблагоприятная микросоциальная среда, которая приводит к дефициту общения и депривации речевых контактов;
  • невостребованность речи у детей, которые часто болеют («синдром госпитализма»); • педагогическая запущенность;
  • стрессы, психотравмы.

К СВЕДЕНИЮ

Владение двумя языками негативно влияет на произношение слов и развитие речи ребенка. Например, дети, в семье которых говорят на одном (родном) языке или диалекте, придя в детский сад, где все общаются на другом языке, будут испытывать дискомфорт. Адаптация такого ребенка проходит намного сложнее и наблюдается до тех пор, пока он не освоит элементарные речевые навыки общепринятого языка. Еще одна причина — гиперопёка. В этом случае речевое общение остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его речевую активность. Пребывание ребенка в излишне информированной среде, где он может столкнуться с переизбытком информации, не соответствующей возрасту, также пагубно влияет на развитие речи. Ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов. В настоящее время в детском саду можно наблюдать такое явление, как вербализм: дети говорят много и ни о чём, при этом им очень сложно сосредоточиться на действительно важном задании и выполнить его, правильно ответить на тот или иной вопрос.

Как развить речь ребенка?

Развитие речи у дошкольников — процесс сложный, требующий больших усилий, как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка. Ему нужно научиться управлять своими органами речи, воспринимать речь взрослого, контролировать собственную, строить диалог. В этом помогут следующие методы и приемы:

  • артикуляционная гимнастика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • потешки, пестушки, стишки, чистоговорки, сказки.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика — комплекс специальных упражнений, целью которых является укрепление мышц артикуляционного аппарата для достижения ими свободной подвижности.

Для чего? Для того чтобы в дальнейшем ребенок успешно освоил произношение и трудных звуков, таких как «л», «р», «с», «з», «ш», «ж», нужно, чтобы его губы и язык были гибкими. Мышцы речевого аппарата должны долго удерживать необходимое положение, без особого усилия автоматически осуществлять переход от одного движения к другому. Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики принесет ощутимый результат.

Что даёт? Усиливает кровообращение, укрепляет мышцы и развивает подвижность органов речевого аппарата. Способствует развитию правильной и выразительной речи, четкого звукопроизношения.

Как использовать? Артикуляционной гимнастикой следует заниматься ежедневно: младшим дошкольникам в течение 3-5 мин, старшим дошкольникам в течение 7-10 мин. Сначала необходимо научить ребенка выполнять упражнения медленно перед зеркалом (с помощью зрительного контроля ему будет легче освоить новое задание), а затем без него. Темп упражнений следует постепенно наращивать.

Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме.

Примеры упражнений

«Горошина». Упираем язык в щеку и давим им на нее (как будто за щекой спрятана горошина). Языку неудобно оставаться в таком положении, поэтому возвращаем его на место. Он расслабляется, отдыхает.

«Орешки». Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики («орешки»): Словно белки, мы без спешки, Ловко щелкаем орешки.

«Бегемот» показать картинку как широко открывает рот бегемот, предложить открыть рот так же: Рот открыт, видны верхние и нижние зубы, язык находится в спокойном положении за нижними зубами. Бегемот разинул рот, булку просит бегемот.

«Чистим зубки». Ребенку предлагается улыбнуться, открыть рот, с внутренней стороны кончиком языка «почистить» поочередно нижние и верхние зубы:
Рот откройте, улыбнитесь,
Ну-ка, зубки, покажитесь!
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.

«Горка». Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгибаем его горкой. Долго держать язык в таком положении неудобно, возвращаем его на место и расслабляем. И др. упражнения для малышей.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев.

Для чего? У детей с двигательным нарушением речевого аппарата, задержкой речевого развития страдает мелкая моторика пальцев рук. Ручки у них слабые, им тяжело удерживать карандаш, сложно вырезать ножницами, делать аппликацию, они быстро утомляются при раскрашивании и рисовании. При нарушении речи рекомендуется развивать у ребенка мелкую моторику.

Что даёт? Развитие моторики, речи и мышления для дошкольника намного важнее, чем умение читать и писать. Систематическое выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевого центра в головном мозге, в результате чего усиливается согласованная деятельность речевых зон, а это, в свою очередь, стимулирует развитие речи.

Занятия пальчиковой гимнастикой способствуют развитию чувству ритма; формируют умение слышать слоги при произношении стихов; повышают речевую активность. Развивают: умение подражать взрослому, слушать и слышать чужую речь, понимать ее смысл; память путем запоминания определенного положения рук, последовательности движений при выполнении упражнения; воображение, фантазию, образное мышление. Формируют умение концентрировать и правильно распределять внимание.

В результате освоения пальчиковой гимнастики кисти рук и пальцы приобретают силу, становятся подвижными и гибкими. Это облегчит ребенку в дальнейшем овладение навыком письма.

Как использовать? Пальчиковая гимнастика эффективна только при регулярных занятиях. Систематическое выполнение упражнений повышает работоспособность головного мозга, способствует развитию всех психических функций. Рекомендуется заниматься ежедневно: младшим дошкольникам — 3-5 мин, старшим — 5-10 мин. Сначала ребенок должен выполнять упражнения медленно, наблюдая за тем, как это делает взрослый, и прорабатывая их одной рукой, затем другой и потом двумя одновременно. Постепенно темп наращивается.

Примеры пальчиковых игр

«Очки» Большие пальцы правой и левой рук вместе с остальными пальцами образуют колечки. Их надо поднести к глазам со словами:

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

«Флажок» Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) держим вместе, большой палец опускаем вниз, руку поворачиваем тыльной стороной ладони к себе и произносим:

Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.

РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ, РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА НАМНОГО ВАЖНЕЕ, ЧЕМ УМЕНИЕ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ!!!

Включайте звукоподражания в стихотворные тексты:

Вот поезд наш едет, колёса стучат: Ту-ту, ту-ту, ту-ту!
А в поезде этом ребята сидят. Ту-ту, ту-ту, ту-ту!

Строим, строим новый дом,
Тук-тук молотком. Наши часики стучат: Тик-так, тик-так.

Считать кукушка научилась.
На том ученье прекратилось. Ку-ку, ку-ку.

Куры крыльями махали: Ко-ко, ко-ко!
Куры ключами стучали: Ко-ко, ко-ко!

Гуси, гуси, га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да!

Прилетели гули, гули-голубочки:
Гуля-гуля-гуля.
На головку сели моей дочке:
Гуля-гуля-гуля.

Гоп-гоп! Конь живой
И с хвостом и с гривой…
Он качает головой,
Вот какой красивый! Гоп-гоп-гоп!

Ду-ду-ду-ду! Потерял Ваня дуду.
А я дудочку нашла, И Ванюше отдала:ду-ду-ду!

Маленькие мышки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Пищат: «пи-пи-пи!»

Пистолет пугает мух.
Говорит он громко: «ПУХ!»

Мой веселый, звонкий мяч.
Ты куда пустился вскачь?
Оп-оп-оп-оп!

Миша, Мишенька, бай-бай!
Спи скорее, засыпай!

Мальчик плачет и кричит:
«Ручка у меня болит!» Бо-бо-бо-бо!

«Би-би-би, — гудит машина,
— Не поеду без бензина!»

С барабаном мы идем,
Громко песенку поем! Бом-бом, бом-бом!

Говорит собака: «АМ!
Кошке мясо не отдам: «Ам-ам-ам!»

Наш малыш кричит с утра: «УА-УА-УА-УА!»
Заблудились мы в лесу,
Закричали все: «АУ-АУ!»

Чистоговорки

Чистоговорки — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения.

Для чего? Дети, неправильно произносящие отдельные звуки, в дальнейшем неправильно пишут. До шести лет можно исправить практически все недостатки звукопроизношения. Родители надеются на то, что ребенок сам «заговорит». Это заблуждение. В школе исправлять и корректировать речевые дефекты сложно.

Что даёт? Упражнения с чистоговорками способствуют улучшению дикции, помогают приучить органы артикуляции к быстрой смене положения при произнесении трудных сочетаний звуков.

Как использовать? На начальном этапе чистоговорки необходимо проговаривать сначала медленно, четко артикулируя каждый звук. Постепенно темп увеличивается, при этом важно не снижать качество произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь активно работать губами и языком. А затем — громко, с такой же активностью органов артикуляции.

Примеры чистоговорок

[м]

Ма-ма-ма — я сама.
Мо-мо-мо – мой комок.
Мы-мы-мы — ждем зимы.
Ом-ом-ом — строим дом.

[ль]
Ли-ли-ли — пол мели.
Ля-ля-ля — зелёные поля.
Ле-ле-ле — еду на осле.
Лю-лю-лю: мамочку люблю.

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать уже сегодня!
Помогите своему ребёнку правильно говорить!
Запишитесь на консультацию к специалисту!