ЗАДАНИЕ НА ЛЕТО

ОТ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

 

Я предлагаю это задание всем родителям
детей младшего и среднего возраста,
которые хотят помочь своим детям
правильно научиться говорить.
Задание это весёлое, и тот, кто его
выполнит, не соскучится!

Вначале немного о серьёзном и даже грустном. Дело в том, что наши дети с каждым годом говорят всё хуже и хуже…Одной из причин неправильного звукопроизношения является общая слабость мышц речевого аппарата, его вялость, слабость.

ПРИЧИНЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ

Первая – мамы рано заканчивают кормить детей грудью или не кормят совсем.

Ребёнок не успевает «насосать» нужные мышцы. Дело в том, что при сосании активно работает кончик языка – самый главный участник речевого процесса. Сосание – слишком важный процесс для ребёнка, недостаточность может иметь негативные последствия — и эмоциональные, и логопедические.

Вторая – меняется характер питания детей старше 1 года.

Наши дети сегодня питаются не так, как 20 лет назад…. Растворимые каши, йогурты, бананы, овощные и фруктовые пюре, свежий белый хлеб и сдобное печенье – эта пища неестественна во всех отношениях. Беда такого питания в том, что дети не жуют и не грызут. Они не тренируют мышцы речевого аппарата!

  • Я рекомендую предлагать детям чаще грызть морковку, кочерыжки, сухарики, жевать жевательную резинку (если она доброкачественная, без вредных добавок и красителей – пусть жуют на здоровье после еды!).

Третья – аномалии в строении речевого аппарата, в том числе генетически обусловленные.

АНОМАЛИИ ТОЖЕ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ

— Высокое «готическое» нёбо затрудняет произношение звуков [Р],[Рь].

— Короткая подъязычная связка затрудняет произношение звуков [Р],[Рь].

Если ребёнку не подрезали уздечку в роддоме, он подрос и у него возникли проблемы с неправильным звукопроизношением, и упражнения для растяжки подъязычной связки не помогли, тогда необходимо сделать пластику уздечки языка в 5 лет.

В настоящее время используют высокотехнологичный метод подрезания уздечки лазером, который занимает, примерно, 10-12 мин. Процесс безболезненный и бескровный. Надрез делают с помощью специального стоматологического лазера, который надрезает и мгновенно спаивает ранку.

— Массивный или длинный язык, неправильный рост зубов, неправильный прикус – все эти анатомические особенности затрудняют произношение тех или иных звуков.

При нормальном ходе речевого развития ребёнок все звуки русского языка должен научиться произносить правильно к 5 – 5,5 годам. Если этого не происходит – ребенку нужна логопедическая помощь.

Родители, которые хотят помочь своему ребёнку научиться правильно говорить, сами могут начать играя, заниматься с ребёнком, тренируя мышцы всего артикуляционного аппарата.

ТРЕНИРУЕМ НЁБНУЮ ЗАНАВЕСКУ

         Тренировка начинается задолго до всех других упражнений – как только ребенок появляется на свет и издает свой первый в жизни крик. Вот это самое «а-а-а!» и есть тренировка нёбной занавески. Малыш, который мало кричал, может в дальнейшем иметь проблемы с речью. Нёбная занавеска бывает слабой по разным причинам. Например, от ангины. Если её не тренировать, воздух будет уходить в нос и голос будет гнусавым. Ребёнок с помощью крика борется за свои права, а заодно и тренирует нёбную занавеску. Но если ребенок тихий и не скандальный – пусть тогда больше поёт. Приучайте ребёнка петь как можно раньше. Не все имеют от природы хороший слух и приятный голос. Но пока ребёнок маленький – это его не смущает. А Вас тем более не должно беспокоить – это же ТРЕНИРОВКА НЁБНОЙ ЗАНАВЕСКИ, а не сольный концерт!

Еще для укрепления мышц нёбной занавески советую:

— пить маленькими-маленькими глоточками, например, воду из пипетки;

— произвольно покашливать — это очень полезное упражнение, т.к. покашливание

вызывает энергичное сокращение мышц на задней стенке глотки, в результате

чего происходит полный затвор между носовой и ротовой полостями;

— зевать при открытом рте — это упражнение улучшает кровообращение

головного мозга и усиливает отток венозной крови;

— полоскать горло с запрокинутой головой маленьким глотком, жидкостью типа киселя.

ТРЕНИРУЕМ ГУБЫ

  Маленьким детям очень нравится ощущение вибрации губ, и часто они сами изобретают этот звук, похожий на моторчик, или на то, как останавливают лошадь: «тпру».

Для того чтобы научить ребенка «останавливать лошадку губками» издавайте этот звук, приближая губы к его щеке или ладошке, чтобы ребенок почувствовал вибрацию.

С ребенком постарше полезно играть на музыкальных инструментах (пианино и скрипка для этого не нужны):

— свистеть в свистульку;

— дудеть в дудочку;

— играть на губной гармошке или на расческе, обернутой папиросной бумагой;

— играть на «балалайке»: сложите губы буквой О, вложите в отверстие мизинец и

быстро вибрируйте им, произнося звук О.

ДУНЬ-КА!

             Упражнения, связанные с дутьём, вырабатывают плавную и длительную воздушную струю, тренируют и губы, и нёбную занавеску.

Учите детей выдувать мыльные пузыри, складывая губы «трубочкой», сдувать пух с одуванчика, ватку с ладони, отклонять и гасить пламя свечи или спички.

Опустите в таз с водой кораблик (сложенный из бумаги), положите на гладкий стол карандаш или шарик для пинг-понга, и пусть ребенок ДУЕТ, гоняет, перекатывает их – один или соревнуясь с кем-то.

Если ребёнок не любит пенку от молока – пусть отдувает её, а не вытаскивает.

Бесспорно, понравится всем детям дуть через соломинку, которая опущена в стакан с водой (соком) – получится «буря в стакане» с множеством пузырьков. Соломинка (трубочка) в начале занятий должна быть большого диаметра (5-6 мм), затем меньшего (2-3 мм). Чем длиннее соломинка, тем усиленнее тренируются мышцы губ. Время «бурления» хорошо отмечать на песочных часах.

Очень важно контролировать дыхание!

Следите за тем, чтобы щеки во время данных игр и упражнений не раздувались, а верхний плечевой пояс не поднимался.

Необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка: может возникнуть головокружение, поэтому их обязательно надо чередовать с артикуляционными упражнениями.

«Т-т-т…», — строчит пулемётчик

             Теперь во дворах уже этого не услышишь….. «Т-т-т-т! Тах! Тах!», «Тиу, тиу, пх-х-х – попал!» — вся эта «музыка» войны ушла в прошлое с появлением громко стрекочущих автоматов и прочего современного оружия. Как бы к этому не относились взрослые, мальчишки лишились замечательного упражнения. Ведь даже самый маленький вояка, едва научившись ходить, уже пытался делать «бах-тах-тах!». И эти энергичные звуки, безусловно, шли ему на пользу.                                 Если Вам неудобно выпускать современного ребенка во двор с деревянным ружьём, то уж дома-то никто не мешает отказаться от «озвученных» игрушек и как можно больше звуков воспроизводить самим: вот мотор заводится, вот машина буксует, летит самолёт, строчит пулемёт…

             Все эти «т-т-т!» — полезные упражнения для языка!

А если не нравится из пулемёта стрелять – предлагаю жевательную резинку изнутри по передним зубам размазывать (так же кончик языка укрепляется), шарики выдувать – заодно и над дыханием поработаем!

             Научите ребёнка складывать язык «трубочкой». Попробуйте через эту «трубочку» сдувать лепестки (ватку) с ладони. Можно «крышу красить» — водить, не отрываясь кончиком языка по нёбу вперёд-назад. А если кончик языка вставить в горлышко бутылки и подуть… «загудит пароход». Любимое упражнение всех детей — «облизывать варенье» с верхней губы, а затем сдувать ватку с носа, как фокусник!

Попробуйте, детям это очень нравится!

Все это полезно проделывать с детьми независимо от того, как у них с речью обстоят дела. Если ребенок в положенный срок сам заговорит правильно – считайте, что Вы хорошо поработали. Если всё же придётся идти к логопеду – знайте, что Вы уже много сделали для своего ребёнка на пути к правильной речи.

 

 

 

 

По материалам   специальных и интернет источников
материал подготовила учитель-логопед Хромцова Н.В.