РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

 

Безымянный
Нередко бывает, что дошкольник 5-ти, 6-ти лет знает все буквы, но грамотно читать и, тем более, писать – не может.

Одна из причин, которые приводят к стойким нарушениям письма (дисграфии)  и  нарушению процесса чтения (дислексии), является низкий уровень развития  фонематического слуха и  фонематического восприятия.

Что такое фонематический слух?

Это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать звуки родного языка. Дети с неразвитым фонематическим слухом путают, не различают близкие по звучанию звуки (фонемы), что приводит впоследствии к ошибкам на письме, формированию неправильного звукопроизношения,   в некоторых случаях тормозит развитие связной речи.

  • К четырём годам ребенок способен дифференцировать (различать)   звуки.
  • Фонематический слух необходим для успешного обучения иностранным языкам.
  • Если у ребёнка хорошо сформирован фонематический слух, ему легче осваивать навыки письма и чтения.

Что такое фонематическое восприятие?

Это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова.

  • Сколько слогов в слове? Сколько звуков в слове? Какой звук ты услышал в начале (середине, конце) слова?

Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

  • В возрасте 5-6 лет у детей уже должен быть сформирован высокий уровень развития фонематического восприятия.

Дети с хорошим фонематическим восприятием  говорят чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. При этом,  у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут разделить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например: почка-бочка, лиса (животное) — леса (мн. число слова лес).

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

Несформированное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой,  тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

 

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

 

 

Для развития фонематического слуха и

формирования фонематического восприятия

поиграйте с детьми в специальные  игры и упражнения.

 

 

  • Выдели слово

Предложите ребёнку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх…) тогда, когда он услышит слово, с заданным звуком. Например: «Я буду называть разные слова, а ты, если услышишь слово со звуком [А] – хлопни в ладоши!»

  • Повторюшки

Спросите у ребёнка: «Знаешь, кто такие повторюшки?» — Это такие смешные человечки, у которых очень большие ушки! И поэтому они хорошо слышат и любят всё повторять. Давай поиграем в повторюшек.  Повторяй за мной:    па-ба-па, ва-фа-ва, да-та-да, ка-га-ка, ша-са-ша, за-жа-за, ла-ра-ла, ра-ря-ра,     ла-ло-лу, ма-на-па, ка-ха-ка.

  • Можно говорить на разной высоте голоса и с разной громкостью и интонацией. Ребенок должен за Вами точно всё повторить.
  • Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных:

канава—канава—какао—канава

ком—ком—кот—ком

утёнок— котёнок—утёнок— утёнок

будка—буква—будка—будка

винт—винт—бинт—винт

минута—монета—минута—минута

буфет—букет—буфет—буфет

билет—балет—балет—балет

дудка—будка—будка—будка

  • Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три — четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь — и спрашивает у ребенка, какой одинаковый звук ты услышал во всех словах?

  • Предложите ребёнку несколько заданий:

— Придумай слово, которое начинается на последний звук слова стол.
— Вспомни название птицы, с последним звуком в слове сыр. (Воробей, грач, ворона…)
— Придумай слово, чтобы первый звук был [К], а последний звук – [А].
— Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Найди предмет со звуком [У]. Найди предмет со звуком [А] в конце слова. Найди предмет со звуком [Р] в начале слова. Найди предмет со звуком [С] в середине слова и т.д.

Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

  • Шутки — минутки

Вы читаете ребёнку строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Ребёнок находит ошибку в стихотворении и исправляет её.

Примеры:

Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.

Божья коробка,
полети на небо,
Принеси мне хлеба.

  • Запрещённое слово

Правило игры – нельзя повторять запрещенное слово.

Вы называете слова со звуком [Р] (обязательно должны быть три группы слов:

  • Слова, в которых звук [Р] находится в начале слова (рак, рыба, ракета, рука, роза, …..)
  • Слова, в которых звук [Р] находится в середине слова (дырка, горка, карман, мороз, Ира, ….)
  • Слова, в которых звук [Р] находится в конце слова (мир, сыр, повар, Мойдодыр, помидор, …..)

Ребенок повторяет слова за взрослым, но он не должен повторять запрещенное слово. Например, запрещенное слово «ракета». Ребёнок повторяет за Вами: «Рысь, рыбалка, ковер». Дальше Вы говорите слово «ракета», но он его повторять не должен. Он может, например, закрыть свой рот ладошкой или показать Вам нос Буратино как знак того, что он не нарушает правило и повторять за Вами не будет. Ребенка можно путать, чередуя слова, меняя интонацию, громкость, темп и т.д.

  • Определить, в каком из двух слов слышится звук [М]. Взрослый произносит пары слов и просит ребёнка повторить одно слово – со звуком [М].

Калина — малина, море — горе, мох — пух, мухи — сухо, раки — маки, монета — ракета, мука — рука, магазин — бензин, зайка — майка, мыло — шило.

  • Определить, в каком из двух слов есть звук В.

Волосы — полосы, ворона — корона, вышка — пышка, вагон — загон, вата — хата, волк — полк, корова корона, волны полный, сова — сама.

  • Определить, в каком из двух слов есть звук Н.

Наша — Саша, корона — корова, струна — трава, конфеты — приветы, норка — корка, найдём — пойдём, наши — уши, шалуны — шумы, слова — слоны, зелёный — золотой, канава — забава, заноза — угроза.

  • Определить, в каком из двух слов есть звук Ф.

Кошка — кофта, фантик — бантик, фонтан — тахта, фрукты — продукты, враг — флаг, косточка — форточка, косой — фасоль, пары — фары, нота — фото.

 

      По материалам   специальных  и интернет источников

материал подготовила учитель-логопед Хромцова Н.В.