Дизартрия — что это такое?

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, а именно нарушением проведения нервных импульсов к мышцам языка, губ, мягкого нёба. То есть головной мозг отдает «приказ» языку, а он или не доходит к нему, или доходит в искаженной форме, или идет очень долго. В результате язык, вместо того, чтобы принять заданную позу, беспокойно мечется некоторое время, не может точно занять нужное положение. Если попросить ребенка удерживать широкий язык на нижней губе в течение 10 секунд, то можно увидеть, что язык не лежит спокойно, а отклоняется в сторону, дрожит, сужается или вообще не может выдвинуться изо рта. Дети с дизартрией не могут выполнять многие движения, связанные с удержанием заданной позы языка. Может наблюдаться повышенное слюнотечение. Голос часто тихий, интонационно неокрашенный и монотонный. Темп речи замедлен или ускорен. Речь ребенка смазанная, малопонятная для окружающих — ощущение «каши во рту».

Недостатки артикуляции и произношения устраняются с трудом; звуки, даже будучи поставленными, долго не автоматизируются, не появляются в свободной речи ребенка; может произойти регресс – начав произносить звук правильно, ребенок через некоторое время возвращается к неправильному его произношению. Поэтому работа по постановке и автоматизации звуков очень длительная, кропотливая, а артикуляционная гимнастика необходима даже тогда, когда звукопроизношение исправлено. Дети с дизартрией недостаточно ловкие, им трудно прыгать, особенно на одной ноге, ловить мяч, удерживать баланс. Они могут быть или зажаты, или расторможены. Наряду с речевыми нарушениями у детей с дизартрией наблюдается общая ослабленность организма, они склонны к частым инфекционным заболеваниям, быстро истощаются. Дети плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребёнок может держать пищу за щекой. Часто родители идут ребёнку на уступки – дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребёнка развития движений артикуляционного аппарата.

Для детей с дизартрией характерны нерезко выраженные нарушения памяти, интеллектуальной деятельности, легкие двигательные расстройства. Им трудно сосредоточиться, переключиться с одного задания на другое.

У детей затруднено формирование графо-моторных навыков, поэтому овладение чтением и письмом представляет для них определенные сложности.

Выявление дизартрии требует неврологического обследования, по результатам которого назначаются лечение и логопедическая коррекция. Основными приемами коррекции дизартрии является артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, физиотерапевтическое лечение.

Рекомендуется обращаться к специалисту в возрасте 4-5 лет, когда ребенок уже осознает свое неправильное произношение, т.к. положительный настрой на занятие и мотивация ребенка очень важны.

Коррекция дизартрии очень длительный, трудоемкий процесс, требующий комплексного подхода. Ведущую роль в коррекции дизартрии играют родители, которые закрепляют с ребёнком полученные умения и навыки на логопедических занятиях. Логопед – это помощник, который направит, подскажет, поможет!

Стёртая дизартрия – это неярко выраженная дизартрия, при которой наблюдаются все те же расстройства и признаки, но в менее выраженной степени.

 

По материалам   специальных и интернет источников
материал подготовила учитель-логопед Хромцова Н.В.